В Республике Тыва на базе МБОУ «Гимназия № 5 г. Кызыла» прошел региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности среди учащихся девятых – одиннадцатых классов.
Перед участниками стояли непростые задачи. Помимо теоретических знаний «олимпийцам» нужно было продемонстрировать и практические навыки. Соревнования проходили два дня 16 и 17 февраля 2018 года. В спортивном зале школы чувствовалось волнение, а на лицах школьников угадывалось большое желание одержать победу. Были, конечно, и слезы из-за неудач, и радостные моменты.
Полоса препятствий состояла из шести отрезков для 9 классов и из восьми для 10-11 классов: по выживанию в условиях природной среды, действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оказанию первой помощи пострадавшим. Важны были скорость, точность выполнения заданий.
Участниками олимпиады стали 47 школьников. В качестве членов предметной комиссии были приглашены преподаватель ГАОУ ДПО «Учебно-методического центра ГО и ЧС РТ» Кыргыс О.Б., начальник стрелкового тира, учитель по огневой подготовке Кызылской ОТШ РО ДОСААФ России по РТ Куулар А.О., а также капитан внутренней службы начальник группы территориального взаимодействия и применения сил РСЧВ Управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по РТ Мардасов А.А., старший лейтенант, инженер отделения организации службы подготовки и пожаротушения ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по РТ» Хомушку А.К., врач реаниматолог ГБУЗ РТ «Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф» Куулар И.К.
Организаторы приготовили целую серию заданий на пожарную тему. Одеть боевую одежду пожарного – казалось бы, что может быть проще? Но с облачением в пожарное обмундирование – боёвку, брюки, пояс, краги, каску с забралом – справились не все. В боевой одежде важно, чтобы был застегнут каждый «крокодил» (так называют застежки на боёвке), затянут каждый ремешок. Затем те, кто «в форме», приступают к прокладке рукавной линии и тушению условного пожара. Здесь проверялись навыки работы с рукавами, разветвлениями и стволом, что в совокупности и составляет рукавную линию.
Юным пожарным также предстояло ликвидировать последствия взрыва и оказать первую помощь пострадавшим. По сценарию, на предприятии произошел взрыв с последующим возгоранием электроустановки под напряжением. Школьникам следовало выбрать огнетушитель, подходящий для тушения данного объекта (в данном случае – порошковый) и помочь пострадавшим, чью роль исполнили манекены. Травмы получили двое: один с ожогами находился без сознания, другой получил отравление угарным газом и не подавал признаков жизни. Верная тактика – проведение сердечно-легочной реанимации для самого «тяжелого» больного, обработка ожоговой раны у пострадавшего в бессознательном состоянии при помощи нетканого полотна и гипотермического пакета. При проведении реанимации нельзя забывать и о собственной безопасности – обязательно использование маски с обратным клапаном.
Медицинские знания закрепили на соответствующем этапе. Пострадавшие – роботы-тренажеры, один – с кровотечением из бедренной артерии, другой с ожогами. В арсенале медиков – кровоостанавливающие жгуты, бинты, нетканое полотно (салфетки), пакет со льдом, бутылка воды, анальгин, а еще карандаш и отрывной блокнот. Канцелярские принадлежности нужны для того, чтобы указать в записке время наложения жгута, а под сам жгут положить опорный предмет, в данном случае карандаш.
Работать с пострадавшими необходимо и в зоне химического заражения. Дополнительная сложность в том, что потерявший сознание человек лежит рядом с оголенным проводом под напряжением. Спасатель, одетый в противогаз, берет с собой дополнительную фильтрующе-поглощающую коробку для пострадавшего, обеспечивает для него доступ кислорода и эвакуирует из опасной зоны.
На уроках ОБЖ немало времени уделяется военной тематике, в частности, устройству стрелкового оружия. Собрать разобранные на составляющие АК-47, АК-74 или РПК нужно было всего за 1 минуту.
На этапе ориентирования подростки ходили по школе, уткнувшись в компасы. При помощи спортивного магнитного компаса нужно было определить угловые координаты - магнитный и обратный азимуты - от контрольной точки на два указанных объекта.
Олимпиада прошла на высоком организационном уровне, все участники отлично справились с испытаниями.